соответствует средневековому городу Сыгнак. Его остатки расположены в двух километрах, на север, от поселка Сунаката, который находится на автодороге Кызылорда – Шымкент по направлению в сторону Кызылорды.
Город играл важную роль в исторических судьбах Караханидского и Кыпчакского государства, Акорды и Казахского ханства. Он был крупным торговым узловым центром на Великом Шелковом пути.
Достаточно уверенно можно предполагать, что возникновение оседлого поселения на месте городища Сунак-Ата произошло в первые века н.э., как и большинство других крупных городов региона - Туркестана, Отрара, Саурана, Сидака.
К Х - ХIII в.в. относятся упоминания о Сыгнаке в письменных источниках как о крупном городе. В начале XIII века городские центры Южного Казахстана пострадали в ходе вторжения войск Чингисхана. Возрождение жизни в них относится к середине - второй половине XIII века.
Несмотря на разгром монголами городской культуры Южного Казахстана, быстрее других поднялись города Отрар, Сауран, область Караспан на Арыси, Сыгнак, Сауран и в XIV в. стали центрами Ак-Орды.
Название города хорошо известно по письменным источникам и чеканившимся здесь в XIV веке монетам. Город Сыгнак впервые упомянут в источниках X века, а в XI веке, он назван Махмудом Кашгарским в числе городов огузов.
В XII веке Сыгнак становится столицей кыпчакского государственного объединения. В середине XIII веке Сыгнак под именем Сгнах упоминается только один раз в списке городов, которые посетил армянский царь Гетум I.
Во второй половине XIV века город становится Столицей Ак-Орды. В Сыгнаке правят ханы Эрзен, его сын Мубарек-ходжи, Урус хан, Тохтамыш. Здесь был монетный двор, и велось интенсивное строительство.
После неудачной борьбы Тохтамыша с Тимуром город захватил внук Тимура Улугбек, который пытался утвердиться на Сырдарье, однако потерпел поражение в 1423 г. и был отброшен в Среднюю Азию войсками Барака, внука Урус хана
В XVI - XVIII в.в. Сыгнак принадлежал казахским ханам и был самым крупным городом в низовьях Сырдарьи. На его базарах ежедневно продавали товары с 500 верблюжьих вьюков, в окрестностях возделывали поля, орошаемые выведенными из Сырдарьи каналами Ордакент, Кызылтал, Бузгул-Узяк, Тюмень-Арык и другими.
"Гавань Дешти Кыпчака" - так называли Сыгнак в то время. Среди многочисленных товаров славились "самые лучшие луки и стрелы", привозимые степняками, которые закупали здесь зерно, ткани, предметы роскоши.
Историк Рузбихан пишет, что жители Сыгнака, кроме земледелия, ремесел и торговли, занимаются охотой. "Степи вокруг Сыгнака покрыты травой и деревьями, где подобно овцам, пасутся стада диких коз, баранов и других животных. Жители в летнее время охотятся на них и заготавливают на зиму мясо; дичь здесь чрезвычайно дешевая".
Между ними много общего – и Сауран, и Сыгнак существовали примерно в одно и тоже время: два больших торговых города в трех переходах каравана друг от друга. Но стены Сыгнака почти не сохранились.
А само городище густо заросло джингилем, над которым возвышаются лишь полуразрушенные сторожевые башни. Более двухсот лет прошло с тех пор, как последние жители покинули этот некогда знаменитый город.
В исторических источниках Сыгнак впервые упоминается в X веке, хотя по археологическим данным возник город на два столетия раньше. При этом, на городище найдены артефакты, относящиеся и к пятому веку.
В XI веке Махмуд Кашгарский называет его одним из городов огузов. А в следующем столетии Сыгнак уже столица племенного союза кипчаков. Этот город называли «сухопутной гаванью кипчакской степи».
По словам современников, «здесь было много народа и ежедневно поступало на базар 500 верблюдов с вьюками, из которых к вечеру ни один не оставался непроданным». Персидский историк Рузбихан пишет о Сыгнаке: «…со стороны Дешта , из Хаджи Тархана(Астрахань) доставляют множество благ, жирных овец и другие ценные товары, как-то шубы из меха, киша и тина, то есть из соболя и белки, тугие луки, стрелы из белой березы, шелковые ткани и другие ценные изделия.
Купцы областей Туркестана, Мавераннахра и с востока до пределов Кашгара, Хотана привозят в Сыгнак товары этих стран и совершают с людьми Дашта торговые сделки и обмен». Вообще, о кипчаках следует немного сказать особо.
В XI веке сырдарьинские и приаральские степи получают наименование «Дешт-и-Кипчак». По мере расселения и возвышения кипчаков новое название распространяется на запад. К концу XI - началу XII в. «кипчакскими степями» (Дешт-и-Кипчак) становится огромная полоса территории Евразии - от Иртыша до Дуная.
Крупнейший в нашей стране специалист по кипчакам, безвременно и трагически ушедший из жизни Сержан Ахинжанов, с которым автору посчастливилось быть знакомым, в своей монографии «Кипчаки в истории средневекового Казахстана» сообщает: «…что из их среды вышли представители правящих династий в таких крупных государствах того периода, как мамлюкский Египет и, возможно Хорезм.
Их представители были в VIII веке на троне Делийского султаната, из кыпчаков формировались крупные контингенты войск в Грузии, Венгрии, Хорезме…». Именно с Хорезмом конкурировали кыпчаки в Казахстане в пору своего наивысшего могущества.
Покорить кочевников военной силой хорезмшахи не могли, а потому стремились это сделать путем обращения их в ислам. В степь отправлялись многочисленные миссионеры. Им, как правило, сопутствовал успех.
В свою очередь, новоиспеченные мусульмане, поступая на службу к хорезмшахам, занимали в этом государстве все больше важных постов. Правители Хорезма брали жен из ханских родов кыпчаков.
Историк Джузджани сообщал, что хорезмшах Текеш «вошел в союз с ханом кыпчаков по имени Икран и женился на дочери этого правителя», а Текеш, между тем, был правителем супердержавы. У кыпчакских правителей того времени было по два имени.
Например Икран (или Акран) – тюркское имя, а Кадыр-хан – мусульманское. Так ислам в их культуре входил в симбиоз с древними традициями. В конечном итоге, кыпчаки на территории Казахстана накануне нашествия монголов приняли, хотя во многом и формально, подданство Хорезма. С другой стороны, Хорезмом в это время фактически управляла кипчачка Теркен-хатун мать шаха Мухаммеда. И именно кипчаки составляли гвардию шаха.
Кыпчаки никогда не образовывали единой державы в заселенных ими степях. В 12-м веке на территории Казахстана существовало два крупных объединения кыпчаков. Одно – к северу от Арала, другое называлось Сыгнакским по названию знаменитого города. Причем, мусульманские историки пишут о сыгнакских кыпчаках как о «неверных». Как мы уже говорили, Хорезм постепенно покорил сыгнакских кыпчаков.
Важным и трагичным в истории Сыгнака был 1220 год. В то время как сам Чингиз-хан брал Бухару и Самарканд, вниз по течению Сырдарьи двигалась армия его старшего сына Джучи. Открывшему ему ворота Сауран, Джучи не тронул, а с Сыгнаком произошла история, подобная отрарской. Джучи попытался вести переговоры с жителями Сыгнака.
В качестве своего представителя он отправил в город мусульманского купца Хасан-хаджи с тем, чтобы он уговорил жителей сдаться без боя, но «злодеи, чернь и бродяги» возмутились и, убив посла, приготовились к «великой, священной войне».
При этом отрубленная голова посла была прибита над городскими воротами. Монголы семь дней осаждали город, взяли его приступом и, «закрыв врата пощады и милосердия», перебили все население. Напомним, что убийства послов они не прощали. Управляющим города был назначен сын убитого Хасан-хаджи.
Из последнего сообщения можно сделать вывод, что жители в Сыгнаке все же остались. Возродился Сыгнак, так же как и Отрар, после монгольского разгрома на удивление быстро. Уже в середине XIII века его упоминает в своих записках проезжавший здешними местами в Монголию армянский царь Гетум.
А в следующем столетии Сыгнак вновь стал столицей большого государства Ак-Орды, отделившейся от Золотой Орды. Первым из султанов, провозгласившим свою независимость от Золотой Орды, был Мубарак.
Он отчеканил в Сыгнаке монеты со своим титулом: «Султан правосудный Мубарак-ходжа, да продлит Бог царство его!». Это период бурного роста и строительства. Ханы Эрзен и Урус возводят здесь многочисленные мечети, ханака (гостиницы для паломников) и другие общественные здания.
Историк Ибн Рузбихан писал о том, что Сыганак «является началом благоустроенности, центром владения по отношению к обитателям Дешта; купцы владений и местностей Дешт-и-Кипчак до пределов реки Едиль (Волга), которые являются северным краем благоустроенных земель и примыкают к побережью Бахр-аль-Мухит (Каспийское море), сделали город Сыганак местом своих складов и привозят сюда товары.
Купцы областей Туркестана, Маверанахра с Востока – до пределов Кашгара, Хотана – привозят товары этих стран. Купцов из разных стран и добра, и товаров там в изобилии». Но развитию города мешают постоянные войны за обладание им.
Непосредственно с юга к Сыгнаку примыкали границы владений Тимуридов. Знаменитый Улугбек, на некоторое время захватил богатый Сыгнак. Но в 1427 году он был разгромлен кочевыми узбеками, пришедшими из Приаралья, и город перешел в их владение.
В 1428 году власть в Ак-Орде после смерти внука Урус-хана Барака перешла к знаменитому хану Абулхайру из династии шайбанидов. В 1446 году он завоевал Сыгнак. В Сыгнаке он и был похоронен.
Его мавзолей, не дошедший до нашего времени, был известен как Кок-Кесене, современники описывали его как «очень высокое здание». В ту пору площадь шахристана, обнесённого частично сохранившейся стеной с 15 башнями, составляла около 10 гектаров.
Площадь предместья, обнесённого земляным валом - около 13 гектаров. Вода поступала в город из 20-километрового канала Тюмень-Арык из Сырдарьи, а также стекающих со склонов Каратау горных речек. Сыгнак был не только торговым, но и важным земледельческим центром.
Вся последующая история Сыгнака – это история войн за обладание им. Доктор исторических наук Карл Байпаков отмечает, что в 80-е годы XVI века Сыгнаком завладел Мухаммед-Шейбани, а затем казахский хан Бурундук.
Какое-то время Сыгнак был крупным экономическим центром во владениях бухарского хана Абдаллы, после чего снова отошел к казахам. Из-за постоянных войн наступает упадок. И историки того времени пишут, что «Сыгнак в древности был цветущим, был окружен большими постройками и обработанными полями, богат разнообразными продуктами и являлся торговым пунктом для казахского народа».
Но торговля какое-то время продолжалась, и в Сыгнак, по свидетельству современников, приезжали для торговли с казахами купцы Туркестана и Хотана. По свидетельству одного из них, казахи продавали здесь кафтаны, сделанные из овечьей шерсти, которые затем перепродавались в Бухару и шли по цене атласных кафтанов – «до того они красивы и тонки!».
Интересно, что в то время наряду с казахами в Сыгнаке и его округе проживало множество каракалпаков, которые вплоть до середины XVIII века подчинялись казахским ханам. Разорительные войны и общий упадок экономики края сделали свое дело.
В середине XIX века Сыгнак окончательно опустел. Ныне место некогда большого города называется городище Сунак-ата, площадь которого 20 гектар, что в два раза меньше Саурана. Городище Сунак-Ата (развалины Сыгнака) ныне имеет в плане форму неправильного пятиугольника.
Вокруг Сыгнака находились возделанные сельскохозяйственные угодья, орошаемые каналами, выведенными из Сырдарьи, Тюмень-арыком и Бузгил-Узаком, а также речками, стекающими с Каратау – Мынбулаком, Чулаком, Арсланди, Кизил-талом, Кельте-Чагиз, русла которых до сих пор сохранились в районе городища.
Первым исследователем долины Сырдарьи был П. И. Лерх, который охарактеризовал встреченные им остатки городов, сопоставил их с данными письменных источников. Обстоятельное исследование развалин городища Сунак-Ата и его окрестностей выполнил А. Ю. Якубовский в 1927 году по поручению Академии истории материальной культуры.
В 1947 г. Южно-Казахстанской археологической экспедицией под руководством А. Н. Бернштама были проведены работы в регионе Сырдарьи, включая Сыгнак. Результаты исследований были опубликованы, составлен топоплан городища.
В начале 50-х г.г. XX века Е. И. Агеева и Г. И. Пацевич зафиксировали разрушение остатков мавзолея Кок-Кесене, описанного А. Ю. Якубовским. «В настоящее время, - пишут они, - остался лишь большой холм из обломков жженого кирпича и глины»4.
В 1970 г. археологические исследования здесь проводила Южно-Казахстанская комплексная археологическая экспедиция, возглавляемая К. А. Акишевым. С 2003 г. по настоящее время на городище работает археологическая экспедиция Международного казахско-турецкого Университета им. X. А. Ясави во главе с С. Ж. Жолдасбаевым.
Comments